Руководитель Рособрнадзора назвал ключевые вопросы совершенствования системы лицензирования и аккредитации вузов | Кипчаковская средняя общеобразовательная школа

Руководитель Рособрнадзора назвал ключевые вопросы совершенствования системы лицензирования и аккредитации вузов

Дата публикации: 16.10.2018

Участники заседания Межведомственной рабочей группы по совершенствованию системы государственной регламентации образовательной деятельности обменялись мнениями о задачах, которые предстоит решить в рамках данной работы.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в своем выступлении назвал ключевые вопросы, на которые нужно будет ответить, реформируя сложившуюся систему. Он напомнил, что в настоящее время существуют процедуры лицензирования, государственной аккредитации и контрольно-надзорные процедуры в отношении вузов. «Планируя изменения, нужно обсуждать в комплексе все три направления», – заявил руководитель Рособрнадзора.

Первый вопрос, на который необходимо ответить, по словам Сергея Кравцова, заключается в том, должны ли изменения быть эволюционными или революционными.

Разрабатывая новую модель, нужно будет решить, возвращаться ли к системе деления вузов на категории, понимать, как и с помощью каких стандартов измерять качество образования в вузах, есть ли необходимость в объединении процедур лицензирования и государственной аккредитации. «Но здесь мы должны быть уверены, что это не ухудшит состояния системы образования и понимать, в чем будет развитие», – отметил руководитель Рособрнадзора.

Также необходимо создать нормативно-правовое поле, регламентирующее работу онлайн-курсов, сетевых программ и базовых кафедр вузов. «Нужно ответить на эти вызовы времени, эти актуальные вопросы, потому что сейчас они никак не учитываются в нашей оценке. Мы не должны стоять на месте, игнорируя их», – заявил Сергей Кравцов.

Кроме того, необходимо решить, какой должна быть внутривузовская система оценки качества образования, нужно ли учитывать результаты мониторинга открытых данных вузов, как оценивать качество подготовки студентов, чтобы такая оценка была объективной, каким должно быть участие работодателей в оценке вузовских программ.

Сергей Кравцов заявил, что Рособрнадзор настроен на конструктивную работу со всеми заинтересованными сторонами. Так, по его словам, сократить количество предоставляемых документов поможет перевод процедуры аккредитации в электронный вид и использование открытых данных, публикуемых вузами на своих официальных сайтах. Рособрнадзор готов совершенствовать требования к экспертам, привлекаемым к участию в процедуре госаккредитации, при этом ждет большей активности от ведущих вузов по выдвижению своих кандидатов в эксперты.

Ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий, возглавляющий Российский Союз ректоров, предложил создать Национальный совет по вопросам аккредитации при Рособрнадзоре, формируемый из представителей органов государственной власти, ректорского сообщества, Российской академии наук, профессиональных ассоциаций и объединений работодателей. «Это должен быть совет, которому общество будет доверять. Совету нужно предоставить право утверждать методику, порядок, критерии проведения аккредитационной экспертизы», – сказал он. При Национальном совете должны быть созданы профильные экспертные советы по различным направлениям. Виктор Садовничий также предложил обсудить вопрос совершенствования процедуры аккредитации на заседании совета Союза ректоров.

По мнению председателя совета Ассоциации «Глобальные университеты», ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, система аккредитации должна стимулировать вузы развиваться. Такая система не должна быть бинарной (устанавливать, соответствует или нет вуз требованиям), а должна ранжировать программы вузов по уровню их качества. Он предложил ввести три уровня государственной аккредитации: базовый (первично выдается и отзывается вместе с лицензией, дает право готовить бакалавров), продвинутый (присуждается после независимой оценки результатов студентов и дает право на магистратуру) и аккредитацию ведущего вуза (выдается по результатам независимого аудита и международной экспертизы, дает право на аспирантуру).

Участники заседания обменялись мнениями о том, как учитывать при совершенствовании процедур специфику отраслевых и региональных вузов, рейтинги вузов, какой должна быть роль в новой системе аккредитации государства, вузовского сообщества и работодателей.

«Мы продолжим это обсуждение и эту работу. Работа нам предстоит крайне важная и нужно подойти к ней аккуратно, учесть все мнения и последствия принимаемых решений», – заявил Сергей Кравцов.

с.Кипчаково

×