Популярность образовательных программ российских педвузов среди иностранных студентов выросла в полтора раза за последние три года | Кипчаковская средняя общеобразовательная школа

Популярность образовательных программ российских педвузов среди иностранных студентов выросла в полтора раза за последние три года

Дата публикации: 27.05.2021

Образовательные программы российских педагогических вузов становятся всё более востребованными у иностранных студентов. Об этом говорят как статистические данные о расширении географии приёма в педвузы, так и отзывы самих учащихся. За последние три года популярность совместных программ педагогических вузов и программ, реализуемых в сетевой форме, выросла в полтора раза.

На сегодняшний день в Московском педагогическом государственном университете насчитывается более 2800 иностранных студентов, в основном из Китая (более 70%) и стран СНГ (Узбекистан, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан). Наибольшей популярностью у иностранцев пользуется направление подготовки «Педагогическое образование» (55,5% студентов). Университет также успешно осуществил совместные образовательные проекты с рядом стран. В частности, три образовательные программы реализуются в Московском институте искусств – совместном институте МПГУ и Вэйнаньского педагогического университета (КНР).

Студенты из Туркменистана, составляющие большинство иностранных учащихся в Липецком государственном педагогическом университете имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского (около 80%), чаще всего выбирают именно педагогические направления подготовки. Так, Алишер Янаев из Туркменистана, студент 4-го курса Института естественных, математических и технических наук ЛГПУ и будущий учитель биологии и химии, приехал в Липецк по рекомендации брата, который уже окончил ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского и работает учителем информатики на родине. Он рассказал, что его с детства готовили к обучению в России, серьёзно занимались с ним русским языком, так как российское образование очень ценится в его стране.

«Когда я поступал на подготовительный факультет, то ещё рассматривал медицинское образование. Но мне очень понравился и университет, и город, поэтому я решил остаться и стать учителем. У нас есть дефицит учительских кадров, при этом зарплата у учителей достойная. Я знаю, что после окончания магистратуры в России мне предложат на выбор несколько мест для трудоустройства в Туркменистане. Среди них будут лучшие школы и даже вузы. В этом году у меня была первая практика в школе – сразу вспомнил себя учеником, то уважение, которое я испытывал к учителю. Я тоже хочу стать образцом и примером для своих учеников», – поделился Алишер.

Всего в ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского насчитывается 185 иностранных студентов из 27 стран мира. Обычно иностранные студенты поступают в университет после годичного обучения на подготовительном отделении. Студент 2-го курса Кофитсе Яйра из Того, изучающий информационные технологии, рассказал, что приехал в Россию, не зная ни одного слова по-русски, однако хорошие преподаватели и программа обучения помогли ему без проблем продолжить образование в нашей стране.

В Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого иностранные студенты – 203 человека из стран СНГ, Азии, Африки, Латинской Америки (всего 28 стран мира) – обучаются как по педагогическим, так и по непедагогическим специальностям. 73 человека выбрали образовательные программы по направлению «Образование и педагогические науки».

«Я остановилась на этом университете, потому что он известен своим высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом и высоким качеством обучения. Наши преподаватели заботятся не только о качестве образовательного процесса, но и о жизни студентов. Они полны энтузиазма, доброты и всегда готовы прийти на помощь любому студенту. Несмотря на языковой и культурный барьеры, которые были в начале моего обучения, педагоги и другие студенты помогали мне справиться со всеми трудностями», – рассказала студентка факультета иностранных языков Нгуен Нгок Хуен из Вьетнама, которая живёт в России уже более трёх лет.

Наибольшей популярностью среди иностранных студентов Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) пользуются направления подготовки «Педагогическое образование», «Менеджмент», «Экономика» и магистерская программа по профилю «Экология». Всего по основным профессиональным образовательным программам педвуза учатся 273 иностранных студента из стран ближнего и дальнего зарубежья. В СГСПУ также ежегодно проходят обучение по различным направлениям и профилям подготовки студенты и магистранты из вузов-партнёров Германии, Франции, Чехии, Турции, Казахстана.

«Моя специальность – преподавание русского языка как иностранного. Я начала учить русский язык в средней школе и была им очарована, интересуюсь русской культурой и литературой. Чешские студенты приезжают в Россию не только для того, чтобы улучшить свои языковые знания, но и для того, чтобы ознакомиться с реалиями, культурой и почувствовать, как живут люди в России. Я решила приехать в Самару, чтобы увидеть и почувствовать настоящую Россию. У меня это получилось, и я ни разу об этом не пожалела», – рассказывает Патриция Повалова, магистрант из города Брно (Чехия).

Большинство студентов Чеченского государственного педагогического университета (63%) – из стран СНГ, однако педвуз также принимает на обучение всё больше учащихся из других государств, в частности Ближнего Востока и Африки. Многие иностранные студенты проходят подготовительные курсы по русскому языку и профильным предметам, чтобы в дальнейшем продолжить обучение в российских университетах. Сейчас иностранные абитуриенты всё чаще выбирают направление подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями), так как такое образование повышает их шансы устроиться на работу на родине.

«Мне очень нравится, как здесь проходят занятия. Несмотря на языковой барьер, преподаватели стараются донести материал, уделяют мне особое внимание и всегда готовы помочь в освоении знаний», – делится своими впечатлениями студентка второго курса из Мали Коне Ава.

Уральский государственный педагогический университет и Байчэнский педагогический институт (КНР) совместно обучают студентов по направлениям подготовки «Дизайн и компьютерная графика» и «Музыкальное образование». Китайские студенты переводятся в УрГПУ на 3-й и 4-й курсы обучения. После завершения учёбы они получают соответствующую справку и возвращаются на итоговую аттестацию в Байчэнский педагогический институт.

Справочно

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2020 года № 907-р в перечень организаций, подведомственных Минпросвещения России, вошли 33 педагогических вуза. Они выступают драйвером развития педагогической науки, школьного образования и подходов к воспитанию.

с.Кипчаково

×