Эксперты России и Франции обсудили национальный опыт государственной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья | Кипчаковская средняя общеобразовательная школа

Эксперты России и Франции обсудили национальный опыт государственной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Дата публикации: 12.10.2017

11 октября заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина выступила с докладом на российско-французской конференции «Государственная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт России и Франции». Мероприятие прошло в Общественной палате Российской Федерации.

В повестке экспертного обсуждения были вопросы медицинского, социального обеспечения и образовательной политики в интересах детей с особенностями развития.

В истории российско-французских отношений конференция, посвященная проблемам детей с ОВЗ и инвалидностью, стала одним из первых мероприятий, которое прошло под руководством Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка.

В конференции приняли участие посол Франции в России г-жа Сильви Берманн, а также представители высших государственных органов власти и экспертного сообщества России и Франции в области социальной сферы, медицинской поддержки и образовательной политики.

Принципы реализации образовательной политики с учетом развития инклюзивного образования в своем докладе осветила заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина. Она отметила, что в соответствии с российским законодательством в образовательных организациях всех уровней и видов образования создаются специальные условия, необходимые для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

Татьяна Юрьевна рассказала, что включение детей с ОВЗ и инвалидностью в систему образования начинается с раннего возраста и  напомнила, что в августе 2016 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития ранней помощи, в рамках реализации которой во всех регионах страны будут созданы межведомственные службы ранней помощи. Это позволит обеспечить комплексное сопровождение семей воспитывающих детей до 3-х лет с проблемами в развитии и риском их возникновения с учетом психофизических особенностей ребенка.

Заместитель Министра сообщила, что ежегодно увеличивается число детей с ОВЗ и инвалидностью, посещающих дошкольные образовательные организации.

– Сейчас уже 80 процентов дошкольников этой категории охвачены дошкольным образованием. К 2020 году мы планируем, что все 100 процентов детей с ОВЗ и инвалидностью в возрасте от 1,5 до 7 лет смогут посещать детские сады, – сказала Т.Ю. Синюгина.

Т.Ю. Синюгина также сообщила о том, что в России в более чем 20 процентах школ созданы условия для инклюзивного образования, в то время как в 2011 году таких школ было всего 2,5%. При этом число детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, за последние 3 года увеличилось на 18%.

Татьяна Юрьевна подчеркнула, что на создание в школах специальных условий обучения и на повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций в рамках реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» из федерального бюджета выделялись средства.

Т.Ю. Синюгина отметила, что уже почти 60% от общего количества детей с ОВЗ и инвалидностью (более 450 тыс.) учатся в обычных общеобразовательных школах.

– На эти цели за 5 лет реализации программы с 2011 по 2015 годы мы потратили около 8 миллиардов рублей из федерального бюджета и около 3 миллиардов рублей из региональных бюджетов. Более 25 тысяч педагогов школ прошли курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования, – сообщила Т.Ю. Синюгина.

Заместитель Министра подчеркнула, что 1 сентября 2016 года вступили в силу специальные федеральные государственные стандарты образования обучающихся с ОВЗ, в соответствии с которыми разработаны примерные адаптированные программы начального образования и образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Утвержден порядок обеспечения доступности инвалидам объектов и услуг в сфере образования, также особые условия предусмотрены при прохождении детьми с ОВЗ и инвалидностью итоговой аттестации по окончании школы.

Татьяна Юрьевна информировала, что на базе колледжей и вузов создана сеть ресурсных учебно-методических центров, разрабатывающих и реализующих адаптированные образовательные программы в сфере профессионального образования.

– Ресурсных центров на базе колледжей сейчас 49, к 2020 году таких центров будет 85, то есть не менее одного в каждом субъекте. На базе вузов созданы 3 ресурсных учебно-методических центра. В этом году мы откроем еще 7, а к 2020 году их будет 21, – сообщила заместитель Министра.

По словам Т.Ю. Синюгиной, с 2014 года на 12% выросло число колледжей, оказывающих услуги лицам с ОВЗ и инвалидам (с 1 494 до 1 675), количество студентов с ОВЗ и инвалидностью увеличилось с 18 919 до 20 435.

– Аналогичная тенденция и в сфере высшего образования. Уже в 564 вузах обучаются лица с ОВЗ и инвалидностью, численность таких студентов в вузах выросла с 2014 года почти на 30 процентов и сейчас студентов с ОВЗ и инвалидностью около 24 тысяч, – сказала Татьяна Юрьевна.

с.Кипчаково

×